Цветовая схема:
Размер текста:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Гагарина, д. 108. Телефон: 33-30-40.  E-mail:muzuchkirukov@mail.ru
8 (8342) 33-30-40

Проект «Этот день в истории музыки». Знаменитые западные композиторы – именинники ноября

16 Ноя 2020

Проект «Этот день в истории музыки». Знаменитые западные композиторы – именинники ноября

9 ноября 2020 г. на нашем сайте состоялся онлайн-концерт из архивных записей Саранского музыкального училища с сочинениями русских композиторов – именинников ноября. Сегодня мы вспоминаем выдающихся западных музыкантов, родившихся в последний месяц осени.

10 ноября 1668 г. на свет появился Франсуа Куперен – французский композитор, органист и клавесинист, представитель известной династии, насчитывавшей несколько поколений музыкантов. Наибольший вклад Ф. Куперен совершил в развитие клавесинного стиля, его филигранно-утонченные пьесы открыли новый этап в исполнительской культуре, завораживая своим изяществом и отточенностью. Им создано более 250 пьес различного характера, имевших преимущественно программные заголовки: «Таинственные баррикады», «Бабочки», «Жнецы», «Верность», «Ветряные мельницы» и другие. Кроме этого, Куперен также является автором трактата «Искусство игры на клавесине». Как непревзойденный мастер игры на этом инструменте композитор удостоился от своих современников титула "Le Grand" – «Великий».

В программе online - концерта студентов и преподавателей Саранского музыкального училища им. Л.П. Кирюкова в рамках проекта «Этот день в истории музыки» прозвучат две архивные записи пьес Франсуа Куперена «Мошка» в исполнении преподавателя училища Екатерины Юрьевны Данчиной, и «Жнецы» в исполнении студентки фортепианного отделения Полины Кудрявцевой (преподаватель Данчина Е.Ю.).

***

16 ноября 1895 г. родился классик XX века, немецкий композитор, теоретик музыки, альтист, дирижёр Пауль Хиндемит. Он сумел охватить в своем творчестве практически все музыкальные жанры, не забыв и про музыку для детей. Хиндемит был великим экспериментатором в области синтеза стилей, оркестровых красок. Он написал соло почти для всех инструментов в оркестре. По свидетельствам современников, композитор мог сыграть любую партию в написанных им произведениях. Отсюда твердо закрепившееся за ним амплуа «всемузыканта» — All-raund-musiker.

Автору этой статьи еще в консерваторские годы посчастливилось неоднократно исполнять опусы из интереснейшего фортепианного цикла композитора Ludus tonalis, что в переводе означает «игра тонов», «тональная игра». Эти «тональные, контрапунктические и пианистические упражнения», как назвал их сам автор, были написаны в 1942 году, а поводом для их создания стало приближение 200-летия со дня, когда И. С. Бах в 1744 году завершил второй том своего Хорошо темперированного клавира. При всей преемственности, цикл «Ludus tonalis» Хиндемита глубоко индивидуален и содержит много новых, зачастую необычных решений в вопросах, касающихся полифонической техники и полифонической цикличности.

В онлайн-концерте прозвучит другое сочинение композитора – Соната для тромбона и фортепиано П. Хиндемита в исполнении заслуженного работника культуры РМ Александра Лутова (тромбон) и студента Кирилла Киреева (фортепиано, преподаватель заслуженный работник культуры РМ Чиняева С.А.).

Соната характеризуется синтезом двух родов музыкального мышления – концертности, с ее диалогичностью и камерности, как главной черты самого жанра сонаты. Наличие фортепиано в «союзе» с духовым инструментом позволяет композитору создать особый тип концертной камерности, при которой духовой инструмент, благодаря своей сольной одноголосной природе, выделяется как концертирующий, ведущий, а универсальное по своим возможностям фортепиано играет роль, аналогичную оркестру в собственно концертном жанре.

***

18 ноября 1786 г. на свет появился будущий реформатор немецкой оперы Карл Мария фон Вебер. Родившись в семье оперного капельмейстера, мальчик с детства впитывал все тонкости этого жанра, играл на многих инструментах, увлекался живописью. Повзрослев, музыкант работал в нескольких ведущих оперных театрах. Именно он предложил новый принцип размещения оперного оркестра – по группам инструментов. Вебер планомерно проводил реформу, изменял репертуарную политику, ставя немецкие и французские оперы вместо многочисленных произведений итальянцев. Результатом его реформаторской деятельности стало рождение оперы «Волшебный стрелок».

В программе онлайн-концерта прозвучит «Концертино» для кларнета К.М. Вебера. Нужно заметить, что тембр кларнета был своеобразным музыкальным символом эпохи романтизма, представителем которой и являлся Вебер. Соло кларнета звучат в его операх и операх Р. Вагнера, в симфониях Г. Берлиоза и П. Чайковского, в симфонических поэмах Ф. Листа. Для кларнета Вебер сочинил два больших концерта.

Концертино, которое мы услышим, было написано композитором в 1811 году за несколько дней в Мюнхене, где Вебер познакомился с кларнетистом баварского придворного оркестра Генрихом Йозефом Берманом. Впервые Концертино прозвучало в исполнении Бермана и имело большой успех.

В нашем концерте Концертино К.М. Вебера звучит в исполнении студента Алексея Шемуратова (кларнет), преподаватель заслуженный работник культуры РМ Трунин В.Г., концертмейстер Сидоркина О.Н.

Желаем всем приятного просмотра!

                                                                                                   музыковед Наталья Родина


ВИДЕ картинка на сайт.jpg


Версия для слабовидящих
Форма вопроса
Ваша Фамилия, Имя и отчество*
Тема вопроса*
Адрес электронной почты*